Особенности строительства ВОЛС в России

Автор:
Спиридонов В.Н., кандидат технических наук, начальник Инжинирингового Центра ОАО "ССКТБ-ТОМАСС"

В наше время сплошной информатизации и телефонизации объемы и качество строительства волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) характеризуют степень развития страны, определяют предпосылки ее экономического развития. Оценка с этих позиций состояния строительства ВОЛС в России представляется достаточно интересной задачей. Такая оценка позволяет определить перспективные направления развития строительного комплекса отрасли "связь".

1. Начальный период строительства ВОЛС в России

Россия позже ведущих индустриальных стран мира начала процесс строительства сетей связи на основе волоконно-оптических линий связи. Затянувшийся в конце 80-х годов прошлого столетия процесс освоения отечественного производства оптических кабелей связи окончился полным развалом межотраслевого научно-технического комплекса "Световод", который пытался организовать промышленный выпуск как самих оптических кабелей, так и всех компонент для этих кабелей, прежде всего оптических заготовок и волокон. Но в кабельной промышленности остались научно-технические коллективы, сумевшие позже в начале 90-х годов освоить отечественное производство оптических кабелей.

Из-за отсутствия промышленного производства оптических кабелей в 80-х годах Минсвязи СССР не смогло развернуть в стране строительство ВОЛС. Лишь только в конце 80-х было осуществлено строительство первых волоконно-оптических линий связи на нескольких объектах, среди которых следует отметить ВОЛС "Ленинград - Сосновый Бор" и "Ленинград-Минск". Опыт строительства, накопленный на этих объектах, позволил в начале и середине 90-х годов обеспечить успех строительства волоконно-оптической сети ОАО "Ростелеком", а также обеспечил в короткие сроки расширение зоны строительства ВОЛС на все виды телекоммуникационных сетей связи страны.

Строительство ВОЛС в России началось в условиях функционирования общенациональной сети общего пользования, получившей название Взаимоувязанной сети связи (ВСС), практически полностью работающей как аналоговая сеть. Поэтому строительство ВОЛС требовало установки нового цифрового оборудования связи. Конечно, затраты на такое комплексное строительство становились значительно большими, но и выгоды - очевидными: создавалась новая целиком цифровая сеть на основе самых новейших технических решений. Отмена в отношении России ограничений КОКОМ* в 1993 году открыла российским операторам доступ к западному рынку продажи любого оборудования связи, а также к новейшим технологиям строительства ВОЛС.

На всех объектах электросвязи строительство ВОЛС имело и имеет подъемы и спады, успехи и неудачи, а также присущие только России национальные особенности, которые порой играют определяющую роль в формировании предпосылок развития сетей связи страны. Рассмотрим некоторые наиболее весомые из этих особенностей на основных направлениях строительства ВОЛС.

2. Первая национальная особенность строительства сетей связи в России

Огромные пространства России и необходимость на первом этапе соединить отдалённые регионы с центром страны обусловили первую национальную особенность строительства сетей связи - строительство в начальный период не местных, как в большинстве стран, а магистральных междугородных ВОЛС. К этому надо добавить, что после распада СССР в 1991 году Россия осталась в международной телекоммуникационной изоляции. Надо было срочно выходить из неё. То есть к числу первоочередных задач была отнесена задача строительства международных ВОЛС для выхода на мировое телекоммуникационное пространство.

Новый оператор международной и междугородной связи России АО "Совтелеком" (в дальнейшем ОАО "Ростелеком") принял верное решение: начал строительство с самой трудной и сложной составляющей ВСС - международной подводной ВОЛС. Взяв иностранный кредит, АО "Совтелеком" совместно с датскими компаниями "GN" и "Телеком Денмарк" построил первую в России международную подводную ВОЛС "Дания-Россия №1", которая соединила Санкт-Петербург с датским городом Аберслунд. Было "прорублено" новое окно в Европу - телекоммуникационное окно. Об эффективности данного решения можно судить по следующим последствиям:

  • при строительстве этой ВОЛС, благодаря её международному характеру, были использованы самые современные для того времени технологии строительства и технические средства связи. Данное обстоятельство позволило перешагнуть длительный этап поисков и дорогостоящих экспериментов создания в России современных волоконно-оптических сетей связи;

  • окупаемость ВОЛС оказалась настолько быстрой, что при дальнейшем строительстве ВОЛС стали приниматься смелые проекты большой стоимости;

  • для нового строительства ВОЛС в России был создан образец очень высокого технического уровня, что определило в дальнейшем высокое качество и новизну технологических решений для междугородных ВОЛС. Наибольших объемов строительство ВОЛС в России достигло в 1997-1998 годах: в эти годы только на объектах ОАО "Ростелеком" строилось до 8 тысяч км ВОЛС в год. Чуть позднее большое строительство ВОЛС на ведомственной сети МПС развернуло ЗАО "Транстелеком". В эти же годы окрепшие региональные компании электросвязи начали перестраивать на основе ВОЛС зоновые сети связи. Все преимущества ВОЛС нашли воплощение на городских сетях сначала Москвы и Санкт-Петербурга, а также других городов России. Местные волоконно-оптические сети стали строиться новыми операторами, нацеленными на внедрение новых услуг связи.

    Развитие новой рыночной экономики в России началось с Москвы. Москва развивается гораздо быстрее регионов России. В государственных интересах связать Москву со всеми регионами мощными телекоммуникационными линиями, чтобы стимулировать развитие регионов. Именно эту государственную задачу в кратчайшие сроки решило ОАО "Ростелеком", построив за 9 лет сеть междугородных ВОЛС протяжённостью более 40 тыс. км.

    3. Влияние государства на строительство ВОЛС в России

    История строительства сетей связи в СССР началась со строительства линий дальней связи. Ещё в середине 30-х годов ХХ века стало ясно, что развитие народного хозяйства и укрепление обороноспособности страны невозможны без строительства в СССР национальной сети общего пользования. Огромные территории Советского Союза, необходимость укрепления обороноспособности страны, потребность в связи с новыми промышленными объектами, построенными в удалённых областях определили последовательность этапов строительства национальной сети связи: первым этапом строительства сети стал этап строительства магистральных линий. Для организации и осуществления строительства этих линий ещё в 1934 году был организован при Наркомсвязи СССР трест по проектированию и строительству междугородной проводной связи "Межгорсвязьстрой". С этого времени идёт отсчет истории строительства линий связи национальной телекоммуникационной сети. Само же строительство сетей связи становится государственной задачей и все решения по созданию сетей связи принимаются на государственном или министерском уровне. Такая национальная особенность существовала до конца 1990 года. И только с создания в 1990 году акционерной компании АО "Совтелеком" к решению задач нового строительства сетей связи были допущены коммерческие структуры. Это сразу же придало динамизм в решении тех задач, на которые раньше уходили многие годы. Преодолеть отставание России в области телекоммуникаций от передовых стран на 15-20 лет стало реальной возможностью.

    Исследования, проведённые Е.Гайдаром** , показывают, что реальный путь преодоления экономического отставания России лежит в максимально возможной либерализации экономики, в снижении до минимума участия государства в экономике, в сокращении бремени государства для бизнеса. Государственное регулирование вносит удручающие искажения в оптимальный режим функционирования экономики: чем выше доля государственных расходов, тем выше эти искажения. Количественная оценка этих искажений выражается в финансовых потерях, которые для США составляют не менее 30% осваиваемых с участием государства средств, а для России этот показатель потерь значительно выше из-за плохой работы государственного аппарата.

    В полной мере государственное управление было национальной особенностью СССР при строительстве сетей связи. Неэффективность государственного управления явилась одной из главных причин отставания развития электросвязи в Советском Союзе.

    Как только в 1991 году "Совтелеком" получил свободу от государственного регулирования со стороны Министерства связи, результат сказался в кратчайшие сроки. Уже в 1992 году был построен и сдан в эксплуатацию Западный сегмент цифровой магистральной сети ВСС в составе морской подводной ВОЛС "Дания-Россия №1", цифровой РРЛ "Санкт-Петербург - Москва", международных коммутационных цифровых станций в Москве и Санкт-Петербурге. Благоприятная обстановка во взаимоотношениях государство - ОАО позволила за короткий промежуток времени построить "хребет" магистральной волоконно-оптической сети ОАО "Ростелеком".

    Возвращение в 2000 году к системе государственного регулирования в отношении ОАО "Ростелеком" и всего ОАО "Связьинвест" привело к 10-кратному сокращению объёмов нового строительства. Старые, неэффективные, государственные формы управления операторами ВСС не замедлили сказаться: динамично развивающиеся, быстро догоняющие лучшие зарубежные операторские компании операторы ВСС стали вновь отставать. Упор только на регулирование бизнес-процессов новыми командами этих операторов в условиях недостаточно разветвленных цифровых сетей привёл к ухудшению инвестиционной обстановки. Появились публикации о том, что доходы ряда компаний ОАО "Связьинвест" в долларовом выражении в 2002 году упали, а "Связьинвест" имеет нетоварный вид.

    Национальная особенность России - управлять экономикой государственными структурами вновь отбрасывает назад развитие телекоммуникационных сетей.

    4. Крупные строительные компании - основа строительного комплекса в электросвязи

    Огромные объёмы строительства, реализованные в 90-х годах ОАО "Ростелеком", могли быть выполнены только крупнейшими строительными компаниями, поэтому были привлечены к строительству ВОЛС самые сильные строительные компании электросвязи такие, как ОАО "Межгорсвязьстрой", ОАО "Лентелефонстрой", ОАО "Связьстрой-1", ОАО "Связьстрой-5", ОАО "Связьстрой-6" и другие. Освободившись от государственного регулирования, эти компании, возглавляемые руководителями новой формации сумели освоить новейшие технологии строительства и довести качество строительства до мировых стандартов.

    При техническом и организационном содействии ОАО "Ростелеком" и его строительного филиала СОМЭС в этих компаниях были созданы мощные строительные комплексы, обучены сотни специалистов. Суммарные производственные мощности крупных предприятий по строительству междугородных ВОЛС обеспечивал ежегодное строительство только на магистральной сети ОАО "Ростелеком" до 8 тысяч км ВОЛС в год. Следует отметить, что создание такого строительного потенциала предполагало его использование в течение длительного периода для замены медножильных кабелей связи на волоконно-оптические на всей сети ОАО "Ростелеком" общей протяженностью 225 тысяч км. Наличие в России крупных, хорошо подготовленных строительных компаний - эта та национальная особенность, которой можно было бы гордиться, но десятикратное сокращение объёмов строительства на объектах ОАО "Связьинвест" не приносит оптимизма.

    5. Строительство ВОЛС как "экономический локомотив"

    Интенсивное строительство магистральных, междугородных ВОЛС в России в начале и в середине 90-х годов прошлого столетия явилось тем звеном, которое стало вытягивать на новый уровень развития смежные отрасли народного хозяйства. Например, в короткие сроки была решена проблема организации и освоения выпуска отечественных оптических кабелей связи на уровне лучших мировых образцов, то есть рыночные экономические отношения Покупателя и Поставщика позволили решить ту задачу, с которой так и не смог справиться МНТК "Световод" в последние годы советской власти. Было организовано производство на российских предприятиях всех технических средств для строительства кабельных магистралей, включая такие новейшие средства, как защитные полиэтиленовые трубы для задувки оптических кабелей. Совместно с японской компанией NEC в городе Черноголовка было организовано производство современной аппаратуры волоконно-оптических систем передачи. Только в производственной сфере вокруг строительства магистральных ВОЛС работали несколько тысяч человек.

    Быстрое строительство магистральной сети связи подтолкнуло региональные компании электросвязи к строительству региональных (зоновых) волоконно-оптических сетей связи. Для строительства ВОЛС на зоновой сети стали привлекаться строительные компании, уже имеющие большой опыт строительства магистральных линий. Эти компании принесли высокий технологический уровень строительства и на зоновые сети. Региональные строительные компании по строительству сооружений связи быстро подтягивались до технического уровня крупных компаний - к этому подталкивала жесткая конкурентная борьба.

    Одновременно получили мощное развитие городские и местные коммерческие компании электросвязи, которые, используя факт наличия междугородных и международных ВОЛС в России, быстро подтянули к сетям клиентов, потребителей, которые этими возможностями не преминули воспользоваться. Таким образом, на ряду с крупными операторами связи стали быстро развиваться средние и мелкие операторы: сильное звено ОАО "Ростелеком" вытягивало эти компании на современный уровень работы с потребителями.

    Как сейчас модно говорить, новые операторы связи и прежде всего ОАО "Ростелеком", развернув интенсивное строительство ВОЛС, стали одним из "локомотивов" экономики России. Важно отметить, что в этом процессе не тратились финансовые средства из бюджета России: бюджетные средства только пополнялись за счёт деятельности операторов.

    6. ОАО "Ростелеком" как сильное звено в строительстве ВОЛС

    Наибольший объём и спектр работ по созданию волоконно-оптической сети в России пришёлся на ОАО "Ростелеком", которое стало приемником Минсвязи СССР по строительству и эксплуатации международных и междугородных линий связи.

    Можно говорить о том, что очень важной национальной особенностью строительства ВОЛС в России является наличие сильного звена в лице оператора международной и междугородной электросвязи, который является лидером в развитии волоконно-оптической связи и создаёт сети ВОЛС опережающими темпами по сравнению с другими операторами. Ослабление позиций и снижение темпов нового строительства на магистральной сети России неизбежно приведет к новому отставанию в развитии Взаимоувязанной Сети Связи России. Это тем более важно понимать в сложившихся условиях, когда лишь только одна пятая часть сети ВСС перестроена на волоконно-оптические линии. Нельзя оставлять значительную часть страны вне зоны обслуживания современной сетью электросвязи.

    7. Ведомственные сети как национальная телекоммуникационная особенность России

    В России исторически сложилось так, что из-за слабо разветвленной сети связи общего пользования многие ведомства вынуждены были строить свои сети. В ряде случаев такое строительство обусловлено технологическими особенностями производств конкретных ведомств, например, необходимостью обеспечения технологической связи вдоль нефте- и газопроводов, связи вдоль железных дорог, желанием создать закрытые сети связи некоторыми государственными структурами.

    Перевод ведомственных сетей на волоконно-оптические является дорогостоящим мероприятием. Как правило, для окупаемости такого строительства, кроме технологической составляющей, закладывается и так называемая коммерческая составляющая. То есть значительная часть мощности ведомственной сети предполагается для использования в коммерческой связи для обслуживания населения и определенных клиентов связи.

    Первой ведомственной сетью, которая реализовала этот подход, стала сеть ЗАО "Транстелеком". В планах этого ЗАО - создание второго после ОАО "Ростелеком" национального оператора международной и междугородной электросвязи.

    Вслед за амбициозными планами ЗАО "Транстелеком" новое строительство ВОЛС на ведомственных сетях начали "ОАО "Транснефть", РАО ЕЭС, "Газпром" и другие ведомства.

    Для строительства ВОЛС ведомственных сетей целесообразно использовать те же технологии, что используются на сети общего пользования России. Ранее координацию строительства ведомственных сетей связи, её увязку с интересами сети общего пользования осуществлял межведомственный координационный комитет при Минсвязи. В настоящее время функции координации должен был бы выполнять Государственный Комитет по электросвязи при Минсвязи России, однако реальное влияние этого комитета чрезвычайно малое: решения комитета носят рекомендательный характер. Поэтому новое строительство ВОЛС на различных ведомственных сетях осуществляется по различным технологиям, подчас с разными техническими решениями. Это затрудняет подсоединение и взаимодействия ведомственных сетей с общенациональной сетью.

    Данная национальная особенность дорого обходится государству: строятся дублирующие в отношении пользователей разветвлённые сети. Из-за различных технических реализаций сетей взаимное резервирование и взаимная аренда каналов требуют дополнительных затрат на установку средств согласования отличающихся систем.

    8. Предложения для ускорения строительства ВОЛС в России

    Интеграция России в мировое телекоммуникационное пространство требует избавления от тормозящих этот процесс национальных особенностей. Прежде всего надо отказаться от государственного управления операторами междугородной и зоновой связи. Первые годы работы акционерных компаний "Ростелеком", региональных компаний электросвязи показал, что инициатива по-настоящему открытых акционерных компаний позволяет решать любые большие задачи по строительству сетей связи в кратчайшие сроки.

    Необходимо создать условия для нового строительного "рывка" междугородных, зоновых и местных ВОЛС: оставаться с огромным наследием медножильных сетей нельзя в условиях динамично развивающейся экономики. Это отставание в свою очередь является одним из препятствий развития экономики регионов России. Оставлять без широкополосного доступа к современным сетям связи большую часть населённых пунктов России - значит оставлять их на дальнейшее прозябание.

    По государственному разумно вновь запустить экономический "локомотив развития" - телекоммуникационный локомотив, который объединяет в единую цепь операторов связи, строительные компании для прокладки новых ВОЛС, производителей технических средств для строительства ВОЛС, потребителей услуг связи.

    Очень важно в управлении "телекоммуникационного локомотива" поставить профессиональных специалистов, понимающих происходящие процессы и умеющих в короткие сроки решать сложные задачи вхождения в мировое телекоммуникационное пространство.

    * КОКОМ - комитет под эгидой США, запрещающий поставки техники двойного применения в социалистические страны и страны, враждебные США.

    ** Е.Гайдар. Структурные реформы. Ускорение вместо паузы. - Известия, 26.02.03. Стр.1,7.

    Статья опубликована в журнале Lightwave R.E., №1, 2004г., с.29-32.
    Публикуется на RusCable.Ru с разрешения автора.



    ruscable.ru
  • 16-06-2006
    Электрооборудование

    По информации начальника главного управления внешнеэкономических связей Закарпатской облгосадминистрации Эрнеста Нусера, представители Tyco Electronics обратились к закарпатскому губернатору Олегу Гаваши с просьбой оказать содействие в реализации инвестпроекта, сообщает "Интерфакс- Украина".По его словам, компания Tyco в ближайшее время намерена определиться с выбором места для создания такого производства (в качестве возможного его расположения...
    [15:29   17-04-2008]

    В эти выходные Бангладеш выходит на глобальное информационное супершоссе, вводя в эксплуатацию свой первый подводный оптоволоконный кабель, который обеспечит страну телекоммуникациями быстрого действия. Ожидается, что этот технический прорыв существенно расширит и сектор информационных услуг и технологий. Об этом говорится в правительственном сообщении, распространенном 20 мая.
    Премьер-министр страны Халеда Зия официально откроет новое средство ...
    [14:29   18-03-2008]

    Убрать часть электропроводов под землю намерены столичные чиновники от энергетики. Сейчас по оценкам экспертов, на улицах и магистралях города в общей сложности насчитывается 1000 км линий электропередач разного напряжения (от 35 до 220 кВ). Перевод воздушных линий в кабельные и снос столбов позволит освободить несколько тысяч гектаров земли.Рассматриваются два способа осуществления проекта. Можно убрать провода в подземную траншею, вы...
    [9:49   08-02-2008]